Здравствуйте, Гость! Войти или Может быть Вы Забыли пароль?
 
 

 




 

Категория деятельности в теориях А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна

Если у Л задача - цель - мотив, операция - действие - деятельность, то у Р бессознательное - сознание - самосознание, реакция - действие - поступок.

Основные положения Рубинштейна:

1. Сознание – это специфическая форма отражения действительности, существующей вне и независимо от субъекта, поэтому психологический факт не определяется лишь отношением к субъекту, переживанием которого он является. Он предполагает отношение к объекту, который в нем отражается.

2. Психическое переживание – непосредственная данность, но познается она опосредованно через его отношение к объекту.

3. Психическое несводимо к одному лишь «явлению сознания», к его отражению в себе самом. Сознание человека не сводится к абстрактной субъектности, изнутри противопоставляющейся объективному внешнему миру. Сознание – это осознанное бытие, единство субъективного и объективного. Т.о. сознание и Д образуют единое целое, но они не тождественны – принцип единства сознания и деятельности. Сам факт осознанности Д изменяет условия ее протекания; Д перестает быть просто совокупностью ответных реакций, выходит за пределы физиологического детерминизма – получается, что Рубинштейн считает, что Д появляется только вместе с сознанием. В процессе Д сознание то включается, что, в зависимости от отношений между задачами и способами их осуществления, которые складываются в процессе ее осуществления. Действие выключается осознается, когда частичный результат, который им достигается, превращается в прямую цель субъекта, и перестает осознаваться, когда цель переносится дальше (уже достигнутые цели не осознаются).

Структура Д (по критерию отношения к сознанию):

1. Реакции – неосознанное реагирование на стимул.

2. Действия – сознательный акт Д, который направлен на объект. Реакция становится действием по мере того, как формируется предметное сознание.

3. Поступок – проявляется на уровне появления самосознания. Действие становится поступком по мере того, как отношение к себе и другим, став осознанным, начинает руководить Д.

 

Положение Маркса «бытие определяет сознание» уточняется Рубинштейном. Он в середине 30-х гг. ухитрился дополнить Маркса. Два аспекта этого принципа:

1. сознание впервые по­рож­да­ет­ся в деятельности, возникает ради деятельности (это и есть «бытие определяет сознание»);

2. когда сознание уже возникло, оно становится частью бытия (этого Маркс не сказал, но мог бы сказать; почти сказал, но что-то помешало).

Деятельность человека, по Р., -взаимодействие внешних и внутренних условий. Внешние – природные и социальные условия. Внутренние – субъект деятельности.  Под субъектом мы понимаем носителя активности. Исходя из этого мы можем заключить, что любая деятельность подразумевает активность и пристрастность субъекта (психическое отражение в деятельности, а оно активно; в оппозицию реактивной, пассивной природе человека – человек как машина в бихевиоризме). В чем проявляется активность субъекта в деятельности:

1. Деятельность в зависимости от различного рода ценностей, целей, установок, потребностей, эмоций и прошлого опыта, которые определяют избирательность и направленность деятельности субъекта. Здесь мы находим пристрастность субъекта. Различная глубина вкладов субъекта в психическое отражение проявляется на разных уровнях – от избирательности восприятия, до пристрастности отражения, обусловленной мотивами личности. Это отвечает формуле Рубинштейна: внешние причины действуют через внутренние условия.

2. Психические  процессы как творческие, продуктивные, как процессы порождения психического образа. Если рассматривать поведение как реактивное приспособление, то в возникновении психического отражения нет никакой необходимости, а все реагирование субъекта может быть основано на врожденных механизмах. Правильность этого взгляда имеет подтверждение в факте, что в реальной жизни как правило нам приходиться встречаться с плохо сформулированными задачами. Эти ситуации имеют следующие черты:

а) они содержат неопределенность, и мало указаний на то, что же требуется делать;

б) для решения постоянно приходится обращаться к частным, разовым способам решения, применимым к данному конкретному случаю. Т.е. стандартного шаблона для всех ситуаций не напасешься.

 

9.  Основные направления к изучению личности.

Подходы к изучению личности:

Дифференциальная психология: личность изучается как составная структура, выделяются единицы и элементы. Общая психология: функциональный подход, изучаются причины возникновения свойств.

Проблема условий развития.

Дифференциальная психология: рассматривает результат развития, а не причину.

Общая психология. Условия развития личности: природные предпосылки, социальные условия существования становления личности, культурные принципы решения личностных проблем. Ядро личности – (а) структура мотивов, (б) осознание мотивов.

Понятия субъекта, индивида, личности.

Субъект – это родовое понятие, базовая психологическая категория, охватывает все названные понятия. Деятельность – взаимодействие внешних и внутренних условий. Внешние – окружающий нас мир, социальные отношения, внутренние условия – субъект. Субъект – совокупность внутренних условий деятельности. S-O-R

Свойства субъекта:

1. Активность. Субъект активно строит свое поведение. Рубинштейн выражает это такими словами: внешние условия действуют только через внутренние. Это значит, что воздействие внешних условий на поведение не является прямым. Значит, субъект активен. Он модифицирует, изменяет внешние воздействия.

2. Способность к развитию и саморазвитию. Леонтьев: "внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет". Субъект способен к развитию, преобразованию себя.

3. Наличие противоречий. Субъект неоднороден, есть разные инстанции в субъекте, между которыми могут возникать противоречия. Способность к развитию должна содержать некие условия. Условием любого развития является противоречие

Итак, субъект активен, способен к развитию потому, что в нем содержаться противоречия.

Субъекта нельзя рассматривать изолированно от мира, в котором он живет   и действует.

Если в человеке сочетается несколько субъектов, значит каждый человек одновременно существует  в нескольких мирах. Он является частью

различных предметных областей. Таких  основных областей можно

выделить 3: природа, общество, культура. Т.о. человек:

А) природный субъект

Б) социальный

В) культурный.

А: субъект активного, гибкого приспособления к изменяющимся

условиям окружающей среды (на основе врожденного опыта, полученного в биологической эволюции). Так человек, как часть природы, как животное, есть представитель своего биологического вида.

Б: субъект присвоения и адекватного применения коллективных сознательных представлений, способов поведения, имеющихся в данном обществе. Каждый человек – член определенного общества, обладающий психическими свойствами, приемами общения, адекватными занимаемой им позиции.

В: субъект самостоятельного и ответственного решения собственных проблем на основе универсальных, т.е. общечеловеческих норм. При решении собственных проблем (например, в ситуации мотивационного конфликта) человек может стать субъектом культуры, способным к осмысленному преобразованию уже присвоенных им социальных правил.

Объем понятия личности: В современной психологии слово "личность" используется в разном объеме. Объем понятия имеет, по крайней мере, три варианта, в зависимости от рассмотрения человека как  А, Б или В.

1-й вариант. Личность понимается широко, все три субъекта вместе. С.Л.Рубиншнейн: Личность – синоним понятия субъект. Индивидуальность – это совокупность всех психических свойств, способов поведения субъекта, которые отличают его от других. Личность – это индивидуальность. Но индивидуальностью обладают и животные – тоже есть свой характер, темперамент. В этом случае и животных приходится называть личностями.

2-й вариант. В понятие "личность" входит совокупность субъектов Б и В. Этот вариант в отечественной психологии принадлежит А.Н.Леонтьеву. Личность прежде всего социальное понятие, а тот, кто является природным субъектом, тот именуется индивидом. "есть социальные и культурные субъекты – личность, природный – индивид, организм, представитель вида. Индивид – природно, личность – социально". В мировой психологии 2-й вариант понятия личность ярко представлен в концепции А.Адлера. Так, согласно концепции, индивидуальной психологии Адлера исходным для развития личности является социальное чувство, или чувство общности, связанное с необходимостью войти в общество и занять в нем полноценное место. Реализации этого чувства препятствуют: а) физические дефекты (их интерпретация), б) авторитарное воспитание, в) излишняя эмоциональная опека. Если эти препятствия имеют место, то весьма вероятен комплекс неполноценности – собственная проблема, которую надо как-то разрешить, компенсировать. Есть два пути – негативный и позитивный. Негативную компенсацию комплекса неполноценности следует признать только  социальную: это попытка компенсации последствий комплекса, но не его истоков. Такова по Адлеру неверная личностная защита – стремление к личному превосходству, власти.  Позитивная компенсация комплекса должна быть названа культурной. Она начинается с того, что человек не компенсирует последствий, а обращается к истокам комплекса неполноценности. Цель достигается через сотрудничество с другими людьми. Совокупность способов достижения жизненной цели есть индивидуальный жизненный стиль, характер человека – основ. понятие Адлера.

3-й вариант. Личность в точном, узком смысле есть только субъект культуры (В). Личность – только субъект, сам решающий свои проблемы и отвечающий за их решения. Социальный субъект здесь социальный индивид, природный – природный организм. Опираясь на Леонтьева, индивид и личность различаются так: индивид присваивает опыт (как правило, не свой: природы, формированный в обществе), а личность – преобразует опыт, и, прежде всего, собственный. В мировой психологии этот вариант восходит к архетипу самости Юнга – центральному среди остальных. Самость – подлинное Я. Понятие самости перешло в гуманистическую психологию, получив новое название – реальное, или подлинное Я. При рассмотрении личности в узком смысле охватываются критические моменты жизненного пути человека, требующие самостоятельного решения собственных проблем, ответственного выбора, в результате которого происходит становление, осознание и преобразование мотивационной сферы. Тогда личность следует отличать от индивида, имея в виду не только природную особь, но и представителя конкретного общества – социального индивида: в своем культурном развитии личность может не совпадать с носителем конкретных сложившихся общественных установлений.

Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизованных мотивационных линий. Многообразные деятельности субъекта пересекаются между собой и связываются в узлы. Узлы, их иерархии образуют «центр личности», который называют Я, он находится не в индивиде, не за поверхностью его кожи, а в его бытии.

Представление о личности – представление о мотивационной сфере.

А. Н. Леонтьев: есть 3 направления развития личности и измерения ее структуры:

1) широта связей человека с общественным миром (число потенциальных мотивов деятельности). Набор. Например, когнитивная сложность.

2) степень иерархизации мотивов (соподчинение мотивов),  упорядоченный набор.

3) индивидуальный профиль мотивационной сферы. Изучение с помощью временных срезов (у Ж.Пиаже: качественно разные стадии развития).

Эти параметры и определяют развитие личности. Увеличение числа мотивов не является развитием личности по Леонтьеву! Развитие происходит только в плане предметных связей, социальных отношений.

1-е рождение. Феномен горькой конфеты. Соподчинение мотивов.

2-е рождение. Самосознание. Мотивация бессознательна, нужен специальный анализ. Мотивационная сфера может быть осознана. Рождение личности в узком смысле – осознание мотивационной сферы, которая сложилась стихийно. Осознание – необходимо, но не достаточно. Личность входит во внешний мир и себя изменяет. Развитие требует усилия, работы. Деятельность направлена на внешний мир, только тогда возможны изменения, нельзя просто так сесть и изменить внутренний мир.

Строение личности постоянно меняется (стадии Пиаже), каждая стадия развития личности – завершение какого-либо этапа, но на нем сохраняются определенные противоречия, которые станут источником последующего развития.

Точное понимание личности содержит противоречие. Ведь личность, возникает лишь при вхождении человека в общество, а теперь она отличается от социального индивида, выходит за его пределы. Данное противоречие разрешается в опоре на известную фразу Леонтьева: "Личность рождается дважды". 1-е рождение происходит внутри социального индивида. При рождении личность и социальный индивид совпадают, культурные нормы в данном случае тождественны социальным правилам. 2-й раз личность рождается вне социального индивида. Обретает черты: самостоятельность, ответственность, понимание культуры, и, если это необходимо, отделяет культурные нормы от конкретного общественного опыта.

Критерии сформировавшейся личности:

1. Существует иерархия мотивов, человек способен преодолевать непосредственные побуждения ради чего-то другого (первое рождение личности).

2. Существует способность к сознательному руководству своим поведением, наличие самосознания (второе рождение личности).

Развитие личности.

I. Личность в общественной истории. Условнo выделим 2 типа обществ:

1)Традиционное общество (средневековая община, ремесленный цех; первобытные общества (Дюркгейм)). При всем многообразии наших проблем все они сводятся к двум – выбор профессии и создание собственной семьи. В  традиционном обществе у человека нет выбора, права решать эти проблемы. Решение принимается в соответствии с социально-культурными нормами. Человек становится личностью, когда входит в социальное целое. Нет разницы между Я и Мы. Это целое всегда противопоставляет себя кому-то. Личность есть в определенном социальном сословии – шаманы, священники, учителя – они сохраняют культуру. Личность – это социально-политический институт, особый слой хранителей культуры. Отдельный человек не является личностью в принципе. У него неполная самостоятельность, а ответственность совместная. Соотношение общественных правил и культурных норм: социальное = культурное. Самостоятельность человека всегда подкреплена помощью воспитателя. Личностный поступок разделен между 2 людьми. Личность - взаимодействие между людьми. За результат личностного поступка отвечает воспитатель, он разделяет ответственность. В первом рождении – личность внутри социального индивида. Вывод: культурные нормы и социальные правила совпадают, социокультурная регуляция поведения. Личность внутри социального индивида.

2)Современное общество. У человека возникает возможность собственного выбора, смены социальных позиций, самостоятельного осуществления 2 главных выборов (“мещанин во дворянстве”). Даниэль Дефо, «Робинзон Крузо» – учебник по второму рождению личности. Первое – выскакивает из своей семьи. Он открывает на собственном примере правило «Не убий». То, что туземцам, здесь, на этом острове можно (социальные нормы племени), ему – нельзя (культурные нормы - нельзя убивать себе подобного). Социальные правила относительны, универсальные правила (культурные) – абсолютны. За их сохранение отвечает каждый человек. Опора на собственные возможности и способности - человек самостоятелен. Личность выходит за пределы социального индивида.

II. Личность в онтогенезе. Развитие личности в онтогенезе состоит из двух этапов:

1.            Развитие потребностно–мотивационной сферой (первое рождение, в поступке) - Первое рождение личности: кризис 3 лет. Кризис – смена побуждений, мотивов. Личность начинается с определенного поступка в неопределенной ситуации (феномен “горькой конфеты”). «Я сам», ребенок готов к сотрудничеству со взрослыми. На столе лежит предмет, а стул, на котором сидит ребенок – далеко от стола. Нужно достать предмет не вставая со стула. Какова ситуация мотивационного выбора? Один объект привлекателен (материальная награда), но социокультурный запрет – не вставать со стула. Пока взрослый в комнате, ребенок сидит – социокультурный запрет соблюдается, ответственность совместная. Взрослый уходит. Социальный индивид может лгать, это игра. Ребенок не должен лгать взрослому, если это личность. Феномен – уникальное явление. Ребенок ест и плачет. “Конфета оказалась горькой по личностному смыслу” (Леонтьев). Не был соблюден социокультурный запрет – нарушена договоренность со взрослым. Перед поступком мотивы были рядоположены, после него – один победил, а другой стал соподчиненным. Результат первого рождения личности - иерархия мотивов. Существует ведущий мотив (для детей – в присутствии взрослых). Дети могут не осознавать ведущие мотивы своих поступков, решения они принимают вместе со взрослыми. Функции  мотива – побуждать к действию и образовывать смыслы (конфета горькая по личностному смыслу). Эти функции мотив будет выполнять даже тогда, когда неосознаваем. Ребенок существует как личность только вместе с взрослым, внутри социального индивида.

2.            Развитие самосознания (второе рождение, в поступке осознанном).Второе рождение личности: подростковый возраст 10 - 14 лет. Происходит осознание своих мотивов. У человека появляется возможность действовать самостоятельно. Когда мотивы осознаются, то возможно изменение их структуры, преобразование ядра личности. На этом этапе человек непременно сам участвует в формировании себя, осознанно и целеустремленно устанавливает свою иерархию мотивов. Но эта работа не ограничивается работой сознания, а подкрепляется конкретными поступками.

Чем является природа (1), общество (2), культура (3) для развития личности?

1) природные черты - органические предпосылки развития личности (способности, темперамент и т. п.). исходные данные для дальнейшего преобразования. Эти черты приобретают значение, когда человек входит в общество. Природные черты - материал для постановки личностных проблем.

2) Общество - необходимое условие развития личности. Необходимо для 1-го рождения и недостаточно для 2-го. Это условия для постановки проблем.

3) Культура, культурные нормы – а) культурный опыт - универсальные правила или принципы решения личностных проблем; б) культурный предмет – средство преобразования природы (ложка); в) культурная норма – защита преобразованной природы.

Характеристики личности:

1) Личность по определению является творческой, она выходит за пределы собственного опыта (трансценденция), личность преобразует собственные привычные способы мышления, поведения, представления о мире. Если личность выходит только за пределы социального индивида – “выскочил из семьи” – тогда нет разницы между героем и преступником. Так, Раскольников –мнимая личность. Подлинная личность выходит за собственные пределы; преобразует привычное собственное мышление.

Личность многогранна, множественна, но сохраняет целостность. Внутренняя разнородность. Личность не избегает противоречий - внутренний диалог личности, обсуждение различных вариантов решения проблемы. Амбивалентность мышления

Способы оплаты Поддержка Пользовательское соглашение Обратная связь О проекте Статьи Каталог работ
  Рейтинг@Mail.ru 2004 - 2015 «Шпаргалки.ру»