Здравствуйте, Гость! Войти или Может быть Вы Забыли пароль?
 
 

 




 

. По¬ня¬тие выс¬ших пси¬хи¬че¬ских функ¬ций. Их строе¬ние и раз¬ви¬тие.

Свойства ВПФ:

1) Высшая психическая функция социальна по существу (по природе).

2) Высшие психические функции опосредствованные по характеру

3) Высшие психические функции произвольны по формированию

4) Высшие психические функции системны по строению.

Выготский.

1. В по­ве­де­нии че­ло­ве­ка встре­ча­ет­ся це­лый ряд ис­кус­ст­вен­ных при­спо­соб­ле­ний, на­прав­лен­ных на ов­ла­де­ние соб­ст­вен­ны­ми пси­хи­че­ски­ми про­цес­са­ми, которые могут быть ус­лов­но на­зва­ны пси­хо­ло­ги­че­ски­ми ору­дия­ми или ин­ст­ру­мен­та­ми.

2. Пси­хо­ло­ги­че­ские ору­дия — ис­кус­ст­вен­ные об­ра­зо­ва­ния; по сво­ей при­ро­де они суть со­ци­аль­ные, а не ор­га­ни­че­ские или ин­ди­ви­ду­аль­ные при­спо­соб­ле­ния.

3. При­ме­ра­ми пси­хо­ло­ги­че­ских ору­дий и их слож­ных сис­тем мо­гут слу­жить язык, раз­лич­ные фор­мы ну­ме­ра­ции и счис­ле­ния, мне­мо­тех­ни­че­ские при­спо­соб­ле­ния.

4. Бу­ду­чи вклю­че­но в про­цесс по­ве­де­ния, пси­хо­ло­ги­че­ское ору­дие так же ви­до­из­ме­ня­ет все про­те­ка­ние и всю струк­ту­ру пси­хи­че­ских функ­ций.

5. Ес­те­ст­вен­ные ак­ты и про­цес­сы по­ве­де­ния воз­ник­ли эво­лю­ци­он­но­го раз­ви­тия и об­щи у че­ло­ве­ка и выс­ших жи­вот­ных; искусственные со­став­ля­ют позд­нее при­об­ре­те­ние че­ло­ве­че­ст­ва, про­дукт ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия и спе­ци­фи­че­ски че­ло­ве­че­скую фор­му по­ве­де­ния.

6. Ис­кус­ст­вен­ные ак­ты суть те же ес­те­ст­вен­ные, они мо­гут быть без ос­тат­ка, до са­мо­го кон­ца раз­ло­же­ны и све­де­ны к этим по­след­ним. Ис­кус­ст­вен­ной яв­ля­ет­ся ком­би­на­ция и на­прав­лен­ность, за­ме­ще­ние и ис­поль­зо­ва­ние этих ес­те­ст­вен­ных про­цес­сов.

7. Вклю­че­ние ору­дия в про­цесс по­ве­де­ния, во-пер­вых, вы­зы­ва­ет к дея­тель­но­сти це­лый ряд но­вых функ­ций, свя­зан­ных с ис­поль­зо­ва­ни­ем дан­но­го ору­дия и с управ­ле­ни­ем им; во-вто­рых, от­ме­ня­ет и де­ла­ет не­нуж­ным це­лый ряд ес­те­ст­вен­ных про­цес­сов, ра­бо­ту ко­то­рых вы­пол­ня­ет ору­дие; в-треть­их, ви­до­из­ме­ня­ет про­те­ка­ние и от­дель­ные мо­мен­ты (ин­тен­сив­ность, дли­тель­ность, по­сле­до­ва­тель­ность и т. п.) всех вхо­дя­щих в со­став ин­ст­ру­мен­таль­но­го ак­та пси­хи­че­ских про­цес­сов.

8. Вос­пи­та­ние есть ис­кус­ст­вен­ное ов­ла­де­ние ес­те­ст­вен­ны­ми про­цес­са­ми раз­ви­тия, оно не толь­ко влия­ет на те или иные про­цес­сы раз­ви­тия, но пе­ре­страи­ва­ет са­мым су­ще­ст­вен­ным об­ра­зом все функ­ции по­ве­де­ния.

9. Раз­ли­чие в дет­ских ти­пах раз­ви­тия (ода­рен­ность, де­фек­тив­ность) в большой сте­пе­ни ока­зы­ва­ет­ся свя­зан­ным с ти­пом и ха­рак­те­ром ин­ст­ру­мен­таль­но­го раз­ви­тия. Не­уме­ние ис­поль­зо­вать свои ес­те­ст­вен­ные функ­ции и ов­ла­де­ние пси­хо­ло­ги­че­ски­ми ору­дия­ми су­ще­ст­вен­но оп­ре­де­ля­ют весь тип дет­ско­го раз­ви­тия.

По­ня­тие “раз­ви­тие выс­ших пси­хи­че­ских функ­ций” две груп­пы яв­ле­ний. Это, во-пер­вых, про­цес­сы ов­ла­де­ния внеш­ни­ми сред­ст­ва­ми куль­тур­но­го раз­ви­тия и мыш­ле­ния — язы­ком, пись­мом, сче­том, ри­со­ва­ни­ем; во-вто­рых, про­цес­сы раз­ви­тия спе­ци­аль­ных выс­ших пси­хи­че­ских функ­ций, не от­гра­ни­чен­ных и не оп­ре­де­лен­ных сколь­ко-ни­будь точ­но и на­зы­вае­мых в тра­ди­ци­он­ной пси­хо­ло­гии про­из­воль­ным вни­ма­ни­ем, ло­ги­че­ской па­мя­тью, об­ра­зо­ва­ни­ем по­ня­тий и т. д.

Все выс­шие пси­хи­че­ские функ­ции суть ин­те­рио­ри­зо­ван­ные от­но­ше­ния со­ци­аль­но­го по­ряд­ка, ос­но­ва со­ци­аль­ной струк­ту­ры лич­но­сти. Вся их при­ро­да со­ци­аль­на; да­же пре­вра­ща­ясь в пси­хи­че­ские про­цес­сы, она ос­та­ет­ся ква­зи­со­ци­аль­ной. Че­ло­век и на­еди­не с со­бой со­хра­ня­ет функ­ции об­ще­ния.

Куль­ту­ра ни­че­го не соз­да­ет, она толь­ко ви­до­из­ме­ня­ет при­род­ные дан­ные со­об­раз­но с це­ля­ми че­ло­ве­ка. По­это­му со­вер­шен­но ес­те­ст­вен­но, что ис­то­рия куль­тур­но­го раз­ви­тия не­нор­маль­но­го ре­бен­ка бу­дет про­ни­за­на влия­ния­ми ос­нов­но­го де­фек­та или не­дос­тат­ки ре­бен­ка. Его при­род­ные за­па­сы — эти воз­мож­ные эле­мен­тар­ные про­цес­сы, из ко­то­рых долж­ны стро­ить­ся выс­шие куль­тур­ные прие­мы по­ве­де­ния, — не­зна­чи­тель­ны и бед­ны, а по­то­му и са­мая воз­мож­ность воз­ник­но­ве­ния и дос­та­точ­но пол­но­го раз­ви­тия выс­ших форм по­ве­де­ния ока­зы­ва­ет­ся для та­ко­го ре­бен­ка час­то за­кры­той имен­но из-за бед­но­сти ма­те­риа­ла, ле­жа­ще­го в ос­но­ве дру­гих куль­тур­ных форм по­ве­де­ния.

Ос­но­ву струк­ту­ры куль­тур­ных форм по­ве­де­ния со­став­ля­ет опо­сре­до­ван­ная дея­тель­ность, ис­поль­зо­ва­ние внеш­них зна­ков в ка­че­ст­ве сред­ст­ва даль­ней­ше­го раз­ви­тия по­ве­де­ния.

Леонтьев.

Ин­те­рио­ри­за­ци­ей на­зы­ва­ют пе­ре­ход, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го внеш­ние по сво­ей фор­ме про­цес­сы с внеш­ни­ми же, ве­ще­ст­вен­ны­ми пред­ме­та­ми пре­об­ра­зу­ют­ся в про­цес­сы, про­те­каю­щие в ум­ст­вен­ном пла­не, в пла­не соз­на­ния; при этом они под­вер­га­ют­ся спе­ци­фи­че­ской транс­фор­ма­ции — обоб­ща­ют­ся, вер­ба­ли­зу­ют­ся, со­кра­ща­ют­ся и, глав­ное, ста­но­вят­ся спо­соб­ны­ми к даль­ней­ше­му раз­ви­тию, ко­то­рое

Способы оплаты Поддержка Пользовательское соглашение Обратная связь О проекте Статьи Каталог работ
  Рейтинг@Mail.ru 2004 - 2015 «Шпаргалки.ру»