Здравствуйте, Гость! Войти или Может быть Вы Забыли пароль?
 
 

 




 

Наземный, водный и воздушный транспорт

Транспорт классифицируют по следующим видам: наземный (автомобильный, железнодорожный, трубопроводный), водный (внутренний водный и морской) и воздушный. Гужевой (вьючный) транспорт в международную классификацию не входит, но он по-прежнему играет важную роль в перевозке грузов во многих развивающихся странах. Транспорт подразделяют на грузовой и пассажирский, а по назначению — на общего пользования, не общего и личный. Работа транспорт­ных средств измеряется дальностью перевозок, количеством перевезённого груза (или пассажиров), а также грузооборотом и пассажирооборотом. Два последних показателя определяют как произведение количества перевезённого груза (в тоннах) или пассажиров (человек) на расстояние перевозки (в километрах). С 1970 г. по 2000 г. объём мировых грузовых перевозок увеличился с 28,9 до 49,5 трлн. т-км, а пассажирских — с 8,0 до 19,1 трлн. пассажиро-км.

Каждый вид транспорта имеет свои преимущества, которые максимально используют. Воздушный транспорт эффективен при межконтинентальной перевозке пассажиров, а морской — при доставке  грузов  из  одной части  света  в другую. В малонаселённой местности наиболее выгодно использование автомобилей и гужевого транспорта. Между видами транспорта и транспортными компаниями на внутренних и международных рынках транспортных услуг идёт жёсткая конкурентная борьба, Расширяют   виды услуг, повышают качество обслуживания клиентов. Важным показателем эффективности транспортных перевозок является их себестоимость. Например, транспортная составляющая в стоимости российских товаров в шесть раз выше, чем в странах Европейского союза, что изначально делает их неконкурентоспособными. Эффективное обслуживание заказчика невозможно без взаимодействия различных видов транспорта. Дополняя друг друга, они обеспечивают наиболее полное удовлетворение требований клиентов. В каждой стране соотношение  видов транспорта  в  перевозке  грузов  и Пассажиров различно и зависит от многих факторов: размеров территории, рельефа, уровня транспортного машиностроения, стоимости перевозок, экономического развития страны и степени её включения в мировое хозяйство. В Великобритании хорошо развит морской, железнодорожный, автомобильный и воздушный транспорт, плохо — речной и трубопроводный. В Японии основную работу выполняют морской, железно­дорожный и    автомобильный, значительно от них отстают трубопроводный, речной и воздушный. Внутриконтинентальные государства,  как правило, не имеют морского флота, Железнодорожного транспорта нет в Афганистане, Непале, Гвинее, Сомали, Чаде, Руанде, Лесото, Гвинее-Бисау.

Постоянно возрастает удельный вес автомобильного транспорта в грузовых и пассажирских перевозках. По показателю пассажирооборота (80,3%) он значительно опережает другие виды транспорта. Его очевидные преиму­щества: скорость, маневренность, универсальность способство­вали быстрому развитию и широкому использованию. Основные недостатки: большая материало- и энергоёмкость, высокая степень опасности для водителей и пешеходов, высокий уровень  загрязнения  воздушного  бассейна, трудоёмкость (на автотранспорте работают 75% всех занятых на транспорте),  высокая   себестоимость перевозок  по сравнению с железнодорожным и водным транспортом. Общая протяжённость автомобильных дорог в мире составляет 28 млн. км, в т.ч. в США — 6.5, Японии — 1.5, Китае — 1.1, Индии — 1.0, Франции — 0.8, России — 0.7. В эксплуатации находятся 650  млн.  автомобилей,  ежегодно автомобильный  парк пополняют 45-50 млн. новых машин. Наряду с универсальными машинами в грузовых перевозках  широко  используют специальные:  самосвалы,  цементовозы,  рефрижераторы, контейнеровозы и др. Автобусы эксплуатируют на городских и междугородних маршрутах, в международных перевозках они используются редко, в основном для туристических поездок. Личный автотранспорт позволяет водителю самому выбирать маршрут и двигаться с желаемой скоростью. По числу автомобилей на 1000 жителей лидируют США —  700, затем идут Германия — 505, Франция — 435, Великобритания — 410 и Япония — 343. Несмотря на значительное увеличение машин в России за последние  15 лет, в стране на 1000 человек приходится 128 автомобилей, значительную часть автопарка составляют подержанные импортные автомобили.  Относи­тельная дешевизна машин позволяет их покупать гражданам со средним достатком, хотя есть автомобили экстра-класса, цены на которые превышают 1.5 миллиона долларов.

За период с 1970г. по 2000г. грузооборот железнодорожного транспорта сократился с 18,9 до 14,3%, а пассажирооборот — с 15,2 до 9,6% (таблица 13). Вместе с тем, транспорт продолжает занимать второе место в мире по грузообороту и пассажирообороту.  Преимущество  железнодорожного транспорта заключается в независимости от погодных условий, дешевизне перевозок массовых грузов: угля, руды, жидкого топлива, зерна, а также пассажиров на большие расстояния, а недостаток — из-за сложного рельефа местности не везде можно проложить Железнодорожные пути. Протяжённость железных дорог с 1970 г. по 2000 г. сократилась с 1,34 до 1,25 млн  км, Сегодня наибольшую длину   железнодорожных магистралей имеют США (220 тыс.   км), Россия (88), Индия (61) и Китай (53). В Западной Европе самая высокая плотность железнодорожной сети. Последние десятилетия были сложным периодом в развитии  транспорта.  Из-за жёсткой  конкуренции  с автомобильным транспортом  были закрыты низкорента­бельные и убыточные дороги в Великобритании, Франции, США, Канаде и других странах, сократили объёмы нового строительства. Учитывая стратегическую важность железных дорог, многие из них находятся в собственности государства. В США в основном функционируют частные железные дороги с целью повышения их экономичности и рентабельности, осуществлялся перевод с дизельной на электрическую тягу, строились вторые  пути,  сокращали простой и порожние пробеги, были увеличены длина составов и скорость движения. И Швейцарии электрифицированы 100% железных дорог, в Германии и Японии — 50%, России — 44%, Франции — 30%, США — 10%. Совершенствовалась работа городского колейного транспорта      метрополитена и трамвая.  Перспективным направлением в развитии железнодорожного транспорта стало строительство  и эксплуатация монорельсовых дорог на воздушной или магнитной подушке. Они проложены между Парижем и Лионом, Римом и Флоренцией. Монорельсовая дорога соединила четыре основных острова Японии, для чего пришлось построить подводные тоннели и несколько больших мостов.  Скорость монорельсовых пассажирских поездов оставляет более 400 км/ч.

За тридцать лет удельный вес трубопроводного транспорта в мировом грузообороте увеличился с 7,3 до 11,5% . Его преимущества — дешевизна транспортировки и незначительные эксплуатационные расходы, недостатки — экологическая опасность и неуниверсальность. Освоение нефтяных и газовых месторождений в отдалённых районах, рост добычи нефти и газа привели к необходимости строительства новых магистральных трубопроводов. За 1970-2000 гг. длина нефте- и продуктопроводов увеличилась с 0,4 до 0,8 млн. км, а газопроводов — с 0,5 до 1,2 млн. км. Магистральные сети прокладывали по суше, под землёй и под водой. В США магистральные нефтепроводы связывают местные промыслы с предприятиями по переработке нефти. Нефть добывают в основном в Техасе, Калифорнии, Луизиане и Аляске. По нефтепроводам перекачивают 65% добываемой нефти. В России основную часть нефти и газа добывают в Западной Сибири, откуда идут нефте- и газопроводы в европейскую часть страны и во многие страны Восточной, Центральной и Западной Европы. В Европе добыча нефти относительно невелика, значительную часть импортного топлива доставляют танкеры в морские порты. От портов Средиземного моря нефтепроводы идут в основном в один район — г. Ингольштадт (ФРГ), где построены крупные перерабатывающие предприятия, а от портов Северного моря— в район Рейна и Рура. Доля нефтепроводов в транспортировке нефти по Западной Европе составляет 90%. Добываемая в Северном море английскими компаниями нефть по подводным нефтепроводам поступает на заводы для её переработки.

Франция обеспечивает свои потребности в газе за счёт месторождений в районе Пиренеев. Германия 30% газа добывает внутри страны, 35% - получает из Нидерландов, 20%-из России и 15% - по подводному трубопроводу из Норвегии. Из Алжира топливо по подводному газопроводу подают в Италию, его протяжённость 2,5 тыс. км. В настоящее время страны Западной Европы располагают сетью газопроводов, объединённых в единую систему. В связи с развитием нефте-и газодобычи на Ближнем Востоке в 60-90 гг., здесь простроено большое число трубопроводов от места добычи до портов или перерабатывающих заводов, но длина их, как правило, невелика. В начале XXI в. завершилось строительство нефтепровода от Тенгизского месторождения в Казахстане до Новороссийска и газопровода из России в Турцию по дну Чёрного моря.

Несмотря на жёсткую конкуренцию с другими видами транспорта, внутренний водный транспорт продолжает играть важную роль. С 1970г. по 2000 г. его удельный вес снизился: в грузообороте с 3,0 до 2,9%, пассажирообороте — с 0,6 до 0,4% (таблица 13). Перевозки водным путём в 2-3 раза дешевле, чем по железной дороге, зато скорость движения почти вдвое ниже. На некоторых судоходных реках работа судов имеет сезонный характер. За исключением европейских государств, речной транспорт развит в странах с большой территорий и глубокими реками: США, Канаде, Бразилии, России, Китае. Объём грузовых и пассажирских перевозок по рекам в каждой стране определяется его преимуществами по сравнению с другими пилами транспорта. Эксплуатация судов типа «река-море» Позволила доставлять грузы с верховий рек к устьям и осуществлять каботажное (прибрежное) плавание. Кроме Грузовых и пассажирских судов по рекам плавают миллионы частных катеров, яхт и моторных лодок.

Морской транспорт занимает первое место по грузообороту (61%) и последнее- по пассажирообороту (0.3%) (таблица 13). Преимущества морского транспорта: большая грузо­подъёмность, низкая стоимость перевозок, относительная безопасность, существенных недостатков у этого вида транспорта нет. Морские суда плавают под флагами 160 государств. Большой собственный флот имеют Япония (4 тыс. судов), КНР (1.5), Россия (1.0) и США (0.9). Многие суда плавают под «удобными флагами» Либерии, Панамы, Кипра, Мальты, Багамских и Бермудских островов, в которых зарегистрировано около 60% судов развитых стран. Это позволяет владельцам кораблей платить меньше страховых взносов и иметь другие льготы. Большая часть тоннажа (70%) приходится на танкеры, 14% - на суда универсального типа и 7% - на контейнеровозы. Количество и тоннаж морских пассажирских судов незначительна. Успешная работа морского транспорта Невозможна без развития и совершенствования береговых баз. В мире действуют 2,8 тыс. морских портов, самые крупные из них: Роттердам, Нью-Йорк, Нью-Орлеан, Марсель, Кобе, Иокогама и Сингапур. Через Суэцкий канал ежегодно проходят 18 тыс. судов, через Панамский — 14 тыс. судов. Чтобы избежать столкновения судов, плывущих из Великобритании во Францию и обратно, с кораблями идущими из Атлантики в Северное и Балтийское море, грузы стали перевозить по железнодорожному тоннелю длиной 50 км, проложенному по дну пролива Ла-Манш. На морской транспорт приходится около 80% международных грузовых перевозок, половина из них осуществляется в Атлантическом океане и большая часть — в Тихом океане. Объём морских перевозок в значительной степени зависит от конъюнктуры мировой торговли. Практи­чески не увеличивается пассажирооборот. Люди предпочитают более дорогой, но более быстрый воздушный транспорт. При этом сохраняется значение малого каботажного плавания для доставки пассажиров их одного прибрежного пункта в другой.

Большой популярностью у туристов пользуются кругосветные и межконтинентальные круизы.

Роль воздушного транспорта в грузовых перевозках остаётся незначительной (0.2%), но его значение трудно переоценить при доставке срочных, ценных и скоропортящихся грузов, почты, освоении отдалённых районов, в строительстве, защите лесов от пожаров, при стихийных бедствиях и др. В мировом пассажирообороте его удельный вес приблизился к  10%. Преимущество авиации    скорость и относи­тельная безопасность,  недостаток  -  высокая стоимость перевозок. Протяжённость авиалиний за период с 1970г. по 2000г. возросла с 0.6 до 10.5 млн.км.   Из 25 тыс. аэропортов только 1 тыс. — международные, самые крупные: «О'Хара» (Чикаго), «Даллас», «Хитроу» (Лондон), «Хонеда»  (Токио). Некоторые аэропорты находятся в ведении государства, другие являются собственностью муниципалитетов. Большинство авиационных  компаний  мира частные.  Вместе  с тем, государства владеют полностью или частично акциями самых крупных авиакомпаний: «Air France», «Alitalia», «SAS», «British airways»,  «Delta»,  «Аэрофлот     российские авиалинии». Частный парк самолётов и вертолётов насчитывает сотни тысяч единиц техники.  Грузовые самолёты «Руслан»  и «Мрия» позволяют доставлять крупногабаритные грузы в различные части света. Современные авиалайнеры вмещают около 500 пассажиров и летают со  скоростью до  3 тыс.    км/ч.  За прошедшие годы много сделано для повышения комфортности полётов и их безопасности. Во многих странах мира введены автоматизированные системы бронирования и продажи билетов.  С  целью  привлечения пассажиров,  действуют различные системы льгот: для детей, студентов, пенсионеров, туристических групп, сезонные.

Следует подчеркнуть, что эффективное функционирование мировой транспортной системы обеспечивается не только развитием наземного, водного и воздушного транспорта, но и тесным их  взаимодействием.

Способы оплаты Поддержка Пользовательское соглашение Обратная связь О проекте Статьи Каталог работ
  Рейтинг@Mail.ru 2004 - 2015 «Шпаргалки.ру»