Здравствуйте, Гость! Войти или Может быть Вы Забыли пароль?
 
 

 




 

Методы прогнозирования в логистике.

При планировании и управлении логистическими операциями часто используются различные методы и модели прогнозирования. От точности и достоверности прогнозов потребительского спроса, расходования ма­териальных ресурсов, уровня запасов и т. п. напрямую зависит эффективность реализации практически всех логистических концепций, особенно JIT, DDT. Логис­тические менеджеры в своей практической деятельнос­ти используют различные методы прогнозирования в зависимости от требуемой точности (достоверности), объема и вида исходной информации и других факто­ров, причем в большинстве случаев для этой цели при­меняются стандартные или индивидуальные компью­терные программы. Основной сферой приложения этих методов в логистике является прогнозирование спроса и объема продаж готовой продукции. Для целей внут­рипроизводственной логистики (операционного менедж­мента) большое значение имеет прогнозирование потреб­ности в материальных ресурсах, что является акту­альным для управления закупками и послепродажно­го сервиса (снабжения запасными частями).

Прогнозирование является неотъемлемой частью раз­личных видов логистического планирования: стратегиче­ского, тактического, оперативного. Являясь средством на­учного обоснования плана, прогноз должен содержать не­обходимую информацию для планирования, включать ве­роятную оценку характера развития процесса логисти­ческого менеджмента и возможного пути реализации це­лей, поставленных перед логистической системой. С наи­более общих позиций, прогноз — это вероятностное суж­дение о состоянии логистического процесса, системы или отдельных элементов в определенный момент в будущем и (или) альтернативных путях достижения этого состоя­ния. Экономический прогноз позволяет установить воз­можные направления и различные варианты развития логистической системы, а также помогает в выборе кон­кретных целей ее функционирования. Поэтому основное назначение прогноза в логистике состоит в раскрытии тенденции изменения микро- и макрологистической сре  ­ды и получении вероятностных количественных и качест­венных оценок динамики логистических операций, не­обходимых персоналу менеджмента фирмы.

 

Рис. 10.3. Общая схема прогнозирования

На общей схеме прогнозирования (рис. 10.3)1 показа­но, что для получения прогноза (у) какого-либо параметра (у) объекта или процесса мы должны иметь определенную модель прогнозирования, которая использует ретроспектив­ную (прошлую) информацию за определенный интервал вре­мени в прошлом (период наблюдения или глубина ретрос­пекции), информацию о параметре (у) в настоящий момент времени и иногда прогнозную информацию о внешней сре­де. Точность и достоверность получаемого прогноза уп будет зависеть от объема, точности и достоверности исходной ин­формации, корректности применяемого метода (модели) и, глубины прогноза.

В настоящее время насчитывается очень большое ко­личество (около 200) различных методов прогнозирования, подавляющая часть которых относятся к фактографическим, т. е. методам, использующим количественную ин­формацию о прошлом поведении объекта (процесса) — рет­роспективную информацию.

 

Рис. 10.4. Классификация методов прогнозирования

Одна из возможных класси­фикаций методов прогнозирования приведена на рис. 10.4. В логистическом менеджменте чаще всего использу­ются фактографические методы, для которых исходная информация имеет вид динамических (временных) ря­дов. Как правило, динамические ряды экономических или технико-экономических показателей, используемые в логистике, имеют небольшое количество данных (то­чек), поэтому называются короткими динамическими рядами.

Рассмотрим краткую характеристику основных ме­тодов прогнозирования, используемых логистическими менеджерами.

Метод «Дельфин». Группа экспертов опрашивается с помощью специальной анкеты, в которой реакция на во­прос продуцирует следующий вопрос. Любой ряд инфор­мации (данных), пригодный для определенной группы эк­спертов и непригодный для другой, вся информация была пригодна для прогнозирования. Этот метод элиминирует групповой эффект мажоритарной обработки. Период про­гнозирования — средне- и долгосрочный.

Метод «Исследования рынка». Систематическая, фор­мальная и сознательная процедура для отбора и тестиро­вания гипотез о реальных рынках. Период прогнозирова­ния средне- и долгосрочный.

Метод «Последовательные соглашения». Этот метод основан на допущении, что группа экспертов может сде­лать лучший прогноз, чем один эксперт. Не существует ограничений и поощряются обсуждения. Получаемые про­гнозы иногда зависят от социальных факторов и могут отражать правдивые соглашения. Период прогнозирова­ния — средне- и долгосрочный.

Метод «Оценка уровня продаж». Мнения об уровнях продаж продукции могут быть обработаны по группам персонала продаж и часто достоверно отражают тенден­ции спроса и потребности покупателей. Период прогнози­рования — кратко- и среднесрочный.

Метод «Прогнозирование мнения». Метод, в котором используются мнения в представления персонала фирмы о будущих тенденциях, а также иногда о сценариях от­дельных функций, процессов и т. п. в будущем. В общем случае метод не является строго научным. Период про­гнозирования — средне- и долгосрочный.

Метод «Исторические аналогии». Метод сравнитель­ного анализа выставления на рынок и роста объема про­даж новых товаров, основанный на прогнозировании по­добных взаимозаменяемых товаров в прошлом. Период прогнозирования — средне- и долгосрочный.

Метод «Скользящего среднего». Каждая точка в ис­ходном динамическом ряду сглаживается совокупностью нескольких точек путем арифметического усреднения для исключения влияния сезонности и нерегулярности дан­ных. Период прогнозирования — краткосрочный.

Метод «Экспоненциальное сглаживание». Этот метод похож на метод скользящего среднего, однако усредне­ние производится с определенными «весами», присваи­ваемыми исходным данным динамического ряда. Каж­дое последующее значение получается из предыдущего. Период прогнозирования — краткосрочный.

Метод «Использование рядов Бокса-Дженкинса». Ме­тод использует статистические модели и обработки вре­менных рядов. Период прогнозирования — кратко- и сред­несрочный.

Метод «Классические динамические ряды». Метод для декомпозиции динамического ряда на сезонную волну, тренд и нерегулярную (случайную) компоненту. Являет­ся одним из лучших методов для прогнозирования в ло­гистике на период от 3 до 12 месяцев. Период прогнозиро­вания — кратко- и среднесрочный.

Метод «Проекция тренда». Заключается в построе­нии аналитической формулы для тренда и продолжения ее на период прогноза. Имеет несколько вариаций: обыч­ный, номинальный, логарифмический и т. д. Период прогнозирования — кратко- и среднесрочный, и Метод «Прогнозирование фокуса». Дает несколько простых решающих правил для получения достаточно точ­ного прогноза на период до 3 месяцев. Используется ме­тод имитационного компьютерного моделирования ретро­спективной информации. Период прогнозирования — сред­несрочный.

Метод «Спектральный анализ». Применяется разло­жение динамического ряда на основные компоненты с соот­ветствующими спектральными плотностями. Эти компонен­ты представляются геометрическими фигурами, ограничен­ными кривыми спектральных плотностей. Сортировка этих компонентов дает математическое выражение тренда. Пе­риод прогнозирования — кратко- и среднесрочный.

Метод «Регрессионные модели». Основан на «связы­вании» логистических показателей, например спроса (или объема продаж), с несколькими переменными (фактора­ми-аргументами) регрессионной модели. Отбор факторов в модель производится известными методами статисти­ки- Программы регрессионного анализа входят в стандарт­ное математическое обеспечение ЭВМ. Период прогнози­рования — кратко- и среднесрочный.

Метод «Эконометрические модели». Эконометрическая модель - это система независимых регрессионных уравнений, описывающих определенный сектор экономи­ческой активности в области продаж готовой продукции. Параметры регрессионных уравнений обычно оцениваются достаточно быстро. Как правило, эти модели относитель­но независимы в перспективе. Однако в совокупности они лучше отражают тенденцию оцениваемого показателя, чем одиночные регрессионные модели и прогнозы трендов. Период прогнозирования — кратко- и среднесрочный.

Метод «Прогнозирование на основе коммерческих предложений». Эти обзоры производятся путем анализа коммерческой информации о намерениях купить опреде­ленный продукт и предложениях о продаже в средствах массовой информации. Рассчитываются средние индек­сы роста (спада) предполагаемого спроса на основе рет­роспективной информации о продажах. Обычно дополня­ют аналитические модели и корректируют их. Период про­гнозирования ■— среднесрочный.

Модель «Входа-выхода». Метод анализа, основанный на информации о внутренних и внешних потоках товаров в определенном экономическом объекте (ЛС) или секторе рынка. Показывает, каким должен быть входной матери­альный поток для достижения определенного выхода. При­меняется в специфических отраслях бизнеса. Период про­гнозирования — среднесрочный.

«Экономическая модель входа-выхода». Представляет комбинацию эконометрической модели и модели входа-выхода. Модель входа-выхода при этом используется для прогнозирования долгосрочных тенденций в эконометри­ческой модели. Период прогнозирования — среднесрочный.

Метод «Ведущих индикаторов». Использует динами­ческие ряды экономических показателей, изменение ко­торых позволяет отразить тенденцию для прогноза иско­мого показателя. Период прогнозирования — кратко- а среднесрочный.

Метод «Анализ жизненного цикла». Этот метод ис­пользует для прогнозирования спроса и объема продаж кривые жизненного цикла новых товаров. Фазы жизнен­ного цикла аппроксимируются соответствующими анали­тическими зависимостями. Период прогнозирования — средне- и долгосрочный.

Метод «Динамическое моделирование». Использует ЭВМ для имитационного динамического моделирования конечно­го объема продаж в точках розничной торговли и дистрибу­тивных центрах. Исходные параметры моделирования зада­ются политикой управления запасами, производственным расписанием и политикой закупок материальных ресурсов. Период прогнозирования — средне- и долгосрочный.

Способы оплаты Поддержка Пользовательское соглашение Обратная связь О проекте Статьи Каталог работ
  Рейтинг@Mail.ru 2004 - 2015 «Шпаргалки.ру»