Здравствуйте, Гость! Войти или Может быть Вы Забыли пароль?
 
 

 




 

Основные подходы к изучению внимания. Теории внимания.

 

Внимание – в общем виде – произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности. Его рассматривали и классифицировали по-разному (в этом и проблемаJ) В ос­нове  взгляда на природу внимания исследователи выделяют два кардинальных факта:

1. Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс: оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической де­ятельности, следовательно, только как сторона или свойство этой деятельности (а не ее форма).

 2. Внимание не имеет своего отдельного, специ­фического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присое­диняется. Но именно наличие характерного продукта служит главным доказательством наличия соответствующей функции (даже там, где процесс ее совсем или почти совсем неизвестен). У внима­ния такого продукта нет, и это также говорит о том, что внимание не является формой психической деятельности.

Ассоцианисты: 1 классификатор внимания – Вундт – «фокус» периферии сознания (точка фиксации) – это и есть внимание. По Вундту, внимание – это психический процесс, который состоит в ясном восприятии ограниченной области сознания. Существует динамика внимания: его объекты могут перемещаться, сменяться + само внимание изменяется – оно то четкое, то рассеянное.

  Титченер обратил внимание на функциональные аспекты. У него внимание требует ясности и отчетливости, т.к. это то состояние сознания, которое обеспечивает умственному труду лучший результат.  Титченер выделяет виды внимания:

1.Первичное – пассивное и непроизвольное. Его порождают очень яркие и сильные или новые стимулы.

2. Вторичное внимание – активно, произвольно и связано с усилием, поэтому у детей его нет!

3. Внимание как результат нашей увлеченности предметом (по Добрынину - постпроизвольное)

! Именно Титченер открыл несовпадение зрительного и интеллектуального фокуса! (у Вундта этого нет)

Джемс предложил более сложную схему деления внимания по психическим процессам.

а) Внимание чувственное -  относится к восприятиям;

б) Внимание интеллектуальное - относится к мышлению (к воспроизведенным представлениям);

а) и б)  может быть и непроизвольным, и про­извольным,

в) Внимание непосредственное - когда объект внимания интересен сам по себе;

г) Внимание опосредствованное - когда объект внимания не важен, но в силу некой ассоциации он привлекает внимание- девушка не нравится, но она дочь босса... (также это аппер­цептивное внимание);

По феноменологии внимание может быть:

д) пассивным, рефлекторным, непроизвольным - не сопряженным ни с каким усилием, когда стиму­лом служит или значительная интенсивность, объем и внезапность ощущения, или стимул является ин­стинктивным, т. е. представляет такое восприятие, которое скорее благодаря своей природе, чем силе, воздействует на какое-нибудь прирожденное нам стремление;.

е) активным, произвольным -всегда апперцеп­тивное. Мы делаем сознательные усилия для направ­ления нашего внимания на объект толь­ко в том случае, если он связан лишь косвенно с каким-нибудь интересом).

 (+Льюис – понятие преперцепции - влюбленный кидается на все женские шляпки – ему мерещится возлюбленная. Появление образа в уме и есть внимание – преперцепция (предварение восприятия) это половина перцепции - восприятия искомого объекта)

Моторные теории. Рибо: существует 2 вида внимания: Непроизвольное, естественное – оно первоначальное и основное, есть у животных и маленьких детей (воспитание еще не действует), оно направлено только на то, что интересно, что непосредственно касается и вызывает чувство приятности, неприятности или смешанное чувство. Этот вид внимания состоит из двигательных, моторных элементов - это чисто психофизиологическое состояние.   На ребенка в этом периоде воздействуют через его страх, эгоизм, награды и нежные эмоции. Произвольное внимание, искусственное - это продукт воспитания, дрессировки, увлечения. Оно черпает условия для своего существования из предыдущего вида, как ветка из ствола дерева. Цель этого внимания – предмет желания или выбора. Этой цели подчиняются, ее принимают.      Т.е. в обеих формах организм как бы нацеливается на стимул, вызывающий внимание. Идет некое моторное затормаживание  - поза внимания (даже дыхание требует определенных усилий и переживается как чувство напряжения). Еще 1 феномен: сущность внимания – единство сознания, но существуют и болезненные формы – антагонизм между вниманием и нормальной психической жизнью – их хроническая форма идея фикс, а  крайняя – состояние экстаза (моноидеизм – всепоглощение сознания одной идеей). Тогда как нормальное состояние – полиидеизм.

Ланге:  внимание с биологической т.зр., есть целесообразная реакция организма, моментально улучшающая условия восприятия. Т.е. обострение органов чувств или мысли (восприятие здесь - ощущения, идеи и вообще факты познания). Подобное улучшение условий восприятия однозначно должно быть презентировано в борьбе за су­ществование. В акте внимания есть 3 момен­та: 1. некоторое восприятие; 2. реакция, улучшающую условия его сознавания; 3. улучшенное восприятие. Из этих момен­тов первый может иногда выпадать, именно когда мы заранее приготовляем внимание. Но два последних всегда есть в каждом акте внимания. Если внимание есть целесообразная реакция организма, то в нем есть 3 основные формы, которые свойственны реакциям организма вообще и, в частности, моторным реакциям (движе­ниям): рефлекс (механические реакции организма, идут без эмоционального влияния раздражения, причем, причем, они могут осознаваться или нет),, инстинкт (уже те целесообразные реакции организма, которым пред­шествует не только раздражение, но и некоторые особые влечения или стремления, имею­щие эмоциональный характер), и волевую форму (те движения, в которых исполняемое движение и его цель сознаются субъектом).

Выготский: внимание как ВПФ. У ребенка внимание проходит 2 стадии развития: натуральная – это сценарий созревания (сначала оно рассеянное, позже начинает сосредотачиваться – созревает нервная система) и  культурная – овладение процессами внимания и подчинение их власти человека – сперва ребенок тянется за указкой (погремушкой), а позже учится переключать внимание сам. Т.е., погремушки – это тренажер на удержание внимания.  Культурное развитие внимания начинается, строго говоря, тоже в самом раннем возрасте ребенка, при первом же социальном контакте между ребенком и окружаю­щими его взрослыми людьми. Как и всякое культур­ное развитие, оно является развитием социальным и состоит в том, что ребенок по мере врастания в окружающую его социальную среду, в процессе при­способления к этой среде развивается и формируется произ­вольное внимание. Леонтьев разрабо­тал функциональную методику двойной стиму­ляции в применении к исследованию опосредство­ванных процессов внимания. Суть опытов: игра в вопросы и ответы по принципу: "Да-нет не говорите, белого—черного не покупайте". Ребенку задается ряд вопросов, между которыми встречают­ся такие, на которые он должен ответить названием определенного цвета. Ех.: "Ходишь ли ты в школу?", "Какого цвета парта?", "Любишь ли ты иг­рать?", "Бывал ли ты в деревне?", "Какого цвета бывает трава?" и т.д. Ребенок должен отвечать быстро, но при этом ему дается следующая инст­рукция: 1) он не должен называть двух запрещенных цветов, например, черного и белого, красного и синего и т.д.; и 2) он не должен называть дважды один и тот же цвет. А это требует постоянного напряженного внимания от ребенка. Если ребенок нарушает правило игры и называ­ет запрещенный цвет или повторяет дважды одно и то же название, он платит фант или проигрывает игру. Итог: задача эта очень трудна для дошкольника и даже для ребенка 8—9 лет, т.к. она требует от него овладения сво­им внутренним вниманием и часто оказывается для него непосильной. Опыт меня­ется, когда ребенку даются в помощь цветные кар­точки: черная, белая, лиловая, красная, зеленая, желтая, т.е. внешние вспомогательные средства. Так он переходит от непосред­ственного момента к опосредствованному и овладевает своим внут­ренним вниманием. Это и есть методика двойной стимуляции: перед ребенком два ряда стимулов. Первый - вопросы экспериментатора, второй — цветные кар­точки. Первый ряд стимулов является средством, с помощью которого вызывается психологическая операция, второй ряд - средством, при помощи ко­торого фиксируется внимание на правильном отве­те на поставленный вопрос. Результат обычно ска­зывается очень скоро, число неправильных ответов быстро падает, что свидетельствует о повышении ус­тойчивости внимания, о том, что ребенок этими про­цессами овладевает при помощи вспомогательного стимула.

Гальперин  ставит вопрос о внимании как функции психического кон­троля. Психика понимается им как ориентировоч­ная деятельность, а подобное понимание психики означает подход к ней со стороны ее объективной роли в поведении. В отличие от всякой другой психи­ческая ориентировка предполагает образ – образ среды действия и самого действия. На основе этого образа и осуществляется управление этим  действием. Это управление требует сопоставле­ния задания с его исполнением. Следовательно, кон­троль составляет необходимую и существенную часть такого управления. Формы контроля могут быть раз­личны; в той или иной форме контроль составляет неотъемлемый элемент психики как ориентировочной деятельности. Т.о. 2 основ­ных свойства внимания: избирательность  и положительное влияние на всякую деятель­ность, с которой оно связывается.

Добрынин: внимание различается степенями и ха­рактерами активности:

1.   Непроизвольное внимание: крайняя  пассивность,  "вынужденное" внимание – муха не столе.

2.    Непроизвольное внимание вызванное мотивацией  (сильная жажда – ищем воду)

3.    Полупроизвольное внимание, нет еще полной активности, нет сознательной воли (главное здесь – привычка, прошлый опыт, ассоциации);

1.    Произвольное  внимание, сознательно поставленная цель, связанная с деятельнос­тью и волей. Это внимание действительно в полной мере выражает активность личности, акт нашей воли

1.     Особый вид внимания, не совпадающий це­ликом ни с произвольным, ни с непроизвольным вниманием – постпроизвольное внимание- чистый интерес, увлеченность чем-то без усилия.

Идея У.Джеймса (что мы можем быть внимательными к голосу собесед­ника среди гвалта других разговоров, незамечаемых нами, хотя они объективно намного громче, чем та речь, к которой мы прислушиваемся) позже легли в основу когнитивных теорий внимания, а вечеринка с коктейлем стала исходной для постановки исследовательских задач и создания новых методов изучения избирательности восприятия: 2 важнейших аспекта: 1.человеку легко удается ото­брать интересующий его разговор и непрерывно слу­шать его, не отвлекаясь на все остальное. Работа вни­мания в этом смысле представлена как аспект его избирательности или сосредоточенности, а изучение соответствующих механизмов получило название ис­следований селективного или фокусированного вни­мания. 2. неотобранные голоса остаются по­тенциально доступными восприятию субъекта и ка­кая-то информация может быть отфиксирована. (ех., произносят его имя или начинают рас­сказывать анекдот, он невольно осознает эти собы­тия). Это означает, что внимание в какой-то степени распределено на все, что происходит вокруг. Извест­но также

Способы оплаты Поддержка Пользовательское соглашение Обратная связь О проекте Статьи Каталог работ
  Рейтинг@Mail.ru 2004 - 2015 «Шпаргалки.ру»