Здравствуйте, Гость! Войти или Регистрация Может быть Вы Забыли пароль?
 
ИГПЗС
 
социально-трудовая сфера как основа социальной политики
 
Рубленный бифштекс c яйцом
 
коммерческая логистика
 
коммерческая логистика
 

 
Статистика
Всего пользователей: 1869
Авторов: 439
Заказчиков: 1430
Выполнено Заказов: 47

Статистика
 
Кнс блочные септик. Стоимость установки кнс .
sbm-siberia.ru

Котел на пеллетах цена
Мы знаем лучшие цены и поможем экономить каждый день
eurodrova.ru

Shpargalki.Ru
СОЗНАНИЕ КАК ВЫСШАЯ ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщен­ного отражения объективных устойчивых свойств и законо­мерностей окружающего мира, формирования у человека внут­ренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания заключается в формировании целей дея­тельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регу­лирование поведения и деятельности человека. В сознание чело­века включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям: «Мое отношение к моей среде есть мое созна­ние» (Маркс).

Выделяют следующие свойства сознания: построение отно­шений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции — формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в еди­ном потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмо­циями, становиться переживанием. «Осознание переживания — это всегда установление его объективной отнесенности к причи­нам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» (С. Л. Рубинштейн).

Сознание развивается у человека только в социальных кон­тактах. В филогенезе сознание человека развивалось, и стано­вится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

 В онтогенезе сознание ребенка развивается сложным, опосредствованным путем. Психику ребенка, младенца, вообще го­воря, нельзя рассматривать как изолированную, самостоятельную психику. С самого начала существует устойчивая связь психики ребенка и психики матери. В пренатальный период и в постнатальный эту связь можно назвать психической (чувствен­ной) связью. Но ребенок является вначале только пассивным элементом этой связи, воспринимающей субстанцией, а мать, являясь носителем психики, оформленной сознанием, уже в состоянии такой связи, по-видимому, передает в психику ребен­ка не просто психофизическую, но и оформленную сознанием человеческую информацию. Второй момент — это собственно деятельность матери. Первичные органические потребности ре­бенка в тепле, психологическом комфорте и пр. организуются и удовлетворяются извне любовным отношением матери к свое­му ребенку. Мать любящим взглядом «вылавливает» и оценива­ет все ценное, с ее точки зрения, в первоначально беспорядоч­ной реактивности организма ребенка и плавно, постепенно, лю­бящим действием отсекает все отклоняющееся от социальной нормы. Здесь важно и то, что нормы развития уже всегда есть в каком-то определенном виде в человеческом обществе, в том числе и нормы материнства. Так, любовью к ребенку мать бы вытягивает ребенка из органической реактивности, бессознательности и выводит, втягивает в человеческую культуру, в человеческое сознание. Фрейд отмечал, что «мать учит любить; ребенка», она действительно вкладывает свою любовь (отноше­ние) в психику ребенка, поскольку мать (ее образ) является для чувств и восприятия ребенка действительным центром всех актов, всех благ и неприятностей.     

Затем наступает следующий акт развития, который можно назвать первичным актом сознания — это идентификация ребенка с матерью, т. е. ребенок пытается поставить себя на место матери, подражать ей, уподобить себя ей. Эта идентификация ребенка с матерью является, по-видимому, первичным челове­ческим отношением. В этом смысле первичное — не предмет­ное отношение, а отношение сознания, первичная идентифика­ция с культурным символом. Мать здесь дает прежде всего куль­турный образец социального поведения, а мы, конкретные люди, только следуем этим образцам. Важны выполнение, активная деятельность ребенка но воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельности ребенка по отражению окружающего мира и регуляции его поведения.

Но выполнение смысла культурного символа, образца влечет за собой рационализированный им слой сознания, который кет относительно самостоятельно развиваться посредством механизма рефлексии, анализа (мыследеятельноеть). В некотором смысле, осознание противоположно рефлексии. Если осознание есть постижение целостности ситуации, дает картину целого, то рефлексия, напротив, членит это целое, например, ищет вину затруднений, осуществляет анализ ситуации в свете цели деятельности. Таким образом, осознание является условием рефлексии, но в свою очередь рефлексия является условием для более высокого, глубокого и верного осознания, понимания ситуации в целом. Наше сознание в своем развитии испытывает многие идентификации, но выполняются, реализуются отнюдь не все. Эти нереализованные потенции нашего сознания и составляют то, что мы обычно обозначаем термином «душа», которая есть большей частью несознаваемая часть нашего сознания. Хотя, если быть точным, то нужно сказать, что символ как бесконеч­ное содержание сознания в принципе нереализуемо До конца, и это является условием периодического возвращения сознания к себе. Отсюда следует третий фундаментальный акт сознания («развитие сознания») — осознавание своего невыполненного желания. Так круг развития замыкается и все возвращается к своему началу.

Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко).

I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя:

1) биодинамические свойства движений, опыт действий;

2) чувственные образы.

II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), вклю­чающее в себя:

1) значение; 2) смысл.

Значение — содержание общественного сознания, усваивае­мое человеком; это могут быть операционные значения, пред­метные, вербальные значения, житейские и научные значения — понятия.

Смысл — субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыс­лов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания. На бытийном слое со­знания решаются очень сложные задачи, так как для эффектив­ного в той или иной ситуации поведения необходима актуализа­ция нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т. е. образ действия должен вписываться в мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотносится со смысл (рефлективного сознания).                             

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознание). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознана собственного «Я». Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие. Функции сознания: 1) отражательная, 2) порождающая (творчески-креативная), 3) регулятивно-оценочная, 4) рефлексивная — основная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии может высту­пать: 1) отражение мира, 2) мышление о нем, 3) способы регуляции человеком своего поведения, 4) сами процессы рефлексии и 5) свое личное сознание.

Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ, итерационное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие. Слово, язык не существует только как язык, в  нем объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.

Поскольку сознание, рассмотренное извне, объективно является определенной знаковой структурой и структурой объективированного мышления, то его можно довольно объективно исследовать и описывать. Но внешняя структура как-то указывает на внутреннюю, имплицирует ее, поэтому возможен переход к пониманию внутренних содержаний сознания.

Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт ме­няет представление человека о себе, делает его более многогран­ным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом пред­ставлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предпола­гает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оста­ваться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надежда­ми на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое. Главная функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя; если оценка окажет­ся неудовлетворительной, то человек может либо заняться са­моусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защит­ные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

Только благодаря осознанию своей индивидуальности воз­никает особая функция — защитная: стремление защитить свою индивидуальность от угрозы ее нивелирования.

Для самосознания наиболее значимо стать самим (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях. Для того чтобы самоактуализироватьея, стать самим собой, лучшим из того, чем ты способен стать, надо осмелиться полностью погрузиться во что-либо без остатка, за­бью свои позы, преодолев желание защиты и свою застенчи­вость, и переживать это нечто без самокритики; решаться де­лать выбор, принимать решения и брать на себя ответственность, прислушиваться к себе самому, дать возможность проявляться своей индивидуальности; непрерывно развивать свои умствен­ные способности, реализовывать свои возможности полностью, в каждый данный момент.  

Способы оплаты Поддержка Пользовательское соглашение Обратная связь О проекте Статьи Рефераты Каталог работ GDZ
  www.megastock.ru Яндекс.Метрика 2004 - 2014 «Шпаргалки.ру»