Здравствуйте, Гость! Войти или Регистрация Может быть Вы Забыли пароль?
 
Обычное право древней Руси
 
Уголовная ответственность военнослужащего за неисполнение приказа
 
Товароведение
 
Ассортимент, приготовление, правила подачи тушеных блюд из мяса
 
документирование управленческой деятельности
 

 
Статистика
Всего пользователей: 2387
Авторов: 564
Заказчиков: 1823
Выполнено Заказов: 47

Статистика
 
Shpargalki.Ru
СОЗНАНИЕ КАК ВЫСШАЯ ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщен­ного отражения объективных устойчивых свойств и законо­мерностей окружающего мира, формирования у человека внут­ренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания заключается в формировании целей дея­тельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регу­лирование поведения и деятельности человека. В сознание чело­века включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям: «Мое отношение к моей среде есть мое созна­ние» (Маркс).

Выделяют следующие свойства сознания: построение отно­шений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции — формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в еди­ном потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмо­циями, становиться переживанием. «Осознание переживания — это всегда установление его объективной отнесенности к причи­нам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» (С. Л. Рубинштейн).

Сознание развивается у человека только в социальных кон­тактах. В филогенезе сознание человека развивалось, и стано­вится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

 В онтогенезе сознание ребенка развивается сложным, опосредствованным путем. Психику ребенка, младенца, вообще го­воря, нельзя рассматривать как изолированную, самостоятельную психику. С самого начала существует устойчивая связь психики ребенка и психики матери. В пренатальный период и в постнатальный эту связь можно назвать психической (чувствен­ной) связью. Но ребенок является вначале только пассивным элементом этой связи, воспринимающей субстанцией, а мать, являясь носителем психики, оформленной сознанием, уже в состоянии такой связи, по-видимому, передает в психику ребен­ка не просто психофизическую, но и оформленную сознанием человеческую информацию. Второй момент — это собственно деятельность матери. Первичные органические потребности ре­бенка в тепле, психологическом комфорте и пр. организуются и удовлетворяются извне любовным отношением матери к свое­му ребенку. Мать любящим взглядом «вылавливает» и оценива­ет все ценное, с ее точки зрения, в первоначально беспорядоч­ной реактивности организма ребенка и плавно, постепенно, лю­бящим действием отсекает все отклоняющееся от социальной нормы. Здесь важно и то, что нормы развития уже всегда есть в каком-то определенном виде в человеческом обществе, в том числе и нормы материнства. Так, любовью к ребенку мать бы вытягивает ребенка из органической реактивности, бессознательности и выводит, втягивает в человеческую культуру, в человеческое сознание. Фрейд отмечал, что «мать учит любить; ребенка», она действительно вкладывает свою любовь (отноше­ние) в психику ребенка, поскольку мать (ее образ) является для чувств и восприятия ребенка действительным центром всех актов, всех благ и неприятностей.     

Затем наступает следующий акт развития, который можно назвать первичным актом сознания — это идентификация ребенка с матерью, т. е. ребенок пытается поставить себя на место матери, подражать ей, уподобить себя ей. Эта идентификация ребенка с матерью является, по-видимому, первичным челове­ческим отношением. В этом смысле первичное — не предмет­ное отношение, а отношение сознания, первичная идентифика­ция с культурным символом. Мать здесь дает прежде всего куль­турный образец социального поведения, а мы, конкретные люди, только следуем этим образцам. Важны выполнение, активная деятельность ребенка но воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельности ребенка по отражению окружающего мира и регуляции его поведения.

Но выполнение смысла культурного символа, образца влечет за собой рационализированный им слой сознания, который кет относительно самостоятельно развиваться посредством механизма рефлексии, анализа (мыследеятельноеть). В некотором смысле, осознание противоположно рефлексии. Если осознание есть постижение целостности ситуации, дает картину целого, то рефлексия, напротив, членит это целое, например, ищет вину затруднений, осуществляет анализ ситуации в свете цели деятельности. Таким образом, осознание является условием рефлексии, но в свою очередь рефлексия является условием для более высокого, глубокого и верного осознания, понимания ситуации в целом. Наше сознание в своем развитии испытывает многие идентификации, но выполняются, реализуются отнюдь не все. Эти нереализованные потенции нашего сознания и составляют то, что мы обычно обозначаем термином «душа», которая есть большей частью несознаваемая часть нашего сознания. Хотя, если быть точным, то нужно сказать, что символ как бесконеч­ное содержание сознания в принципе нереализуемо До конца, и это является условием периодического возвращения сознания к себе. Отсюда следует третий фундаментальный акт сознания («развитие сознания») — осознавание своего невыполненного желания. Так круг развития замыкается и все возвращается к своему началу.

Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко).

I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя:

1) биодинамические свойства движений, опыт действий;

2) чувственные образы.

II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), вклю­чающее в себя:

1) значение; 2) смысл.

Значение — содержание общественного сознания, усваивае­мое человеком; это могут быть операционные значения, пред­метные, вербальные значения, житейские и научные значения — понятия.

Смысл — субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыс­лов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания. На бытийном слое со­знания решаются очень сложные задачи, так как для эффектив­ного в той или иной ситуации поведения необходима актуализа­ция нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т. е. образ действия должен вписываться в мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотносится со смысл (рефлективного сознания).                             

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознание). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознана собственного «Я». Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие. Функции сознания: 1) отражательная, 2) порождающая (творчески-креативная), 3) регулятивно-оценочная, 4) рефлексивная — основная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии может высту­пать: 1) отражение мира, 2) мышление о нем, 3) способы регуляции человеком своего поведения, 4) сами процессы рефлексии и 5) свое личное сознание.

Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ, итерационное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие. Слово, язык не существует только как язык, в  нем объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.

Поскольку сознание, рассмотренное извне, объективно является определенной знаковой структурой и структурой объективированного мышления, то его можно довольно объективно исследовать и описывать. Но внешняя структура как-то указывает на внутреннюю, имплицирует ее, поэтому возможен переход к пониманию внутренних содержаний сознания.

Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт ме­няет представление человека о себе, делает его более многогран­ным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом пред­ставлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предпола­гает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оста­ваться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надежда­ми на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое. Главная функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя; если оценка окажет­ся неудовлетворительной, то человек может либо заняться са­моусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защит­ные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

Только благодаря осознанию своей индивидуальности воз­никает особая функция — защитная: стремление защитить свою индивидуальность от угрозы ее нивелирования.

Для самосознания наиболее значимо стать самим (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях. Для того чтобы самоактуализироватьея, стать самим собой, лучшим из того, чем ты способен стать, надо осмелиться полностью погрузиться во что-либо без остатка, за­бью свои позы, преодолев желание защиты и свою застенчи­вость, и переживать это нечто без самокритики; решаться де­лать выбор, принимать решения и брать на себя ответственность, прислушиваться к себе самому, дать возможность проявляться своей индивидуальности; непрерывно развивать свои умствен­ные способности, реализовывать свои возможности полностью, в каждый данный момент.  

Способы оплаты Поддержка Пользовательское соглашение Обратная связь О проекте Статьи Рефераты Каталог работ GDZ
  www.megastock.ru Рейтинг@Mail.ru 2004 - 2015 «Шпаргалки.ру»