Здравствуйте, Гость! Войти или Может быть Вы Забыли пароль?
 
 

 




 

Определение ощущения и восприятия. Свойства ощущений и образов восприятия. Классификации ощущений и рецепторов.

ОЩУЩЕНИЕ – непосредственное чувственное отражение отдельных свойств объекта

ВОСПРИЯТИЕ – непосредственное чувственное отражение целостного объекта (имеет огранич.объем)

Образ – результат восприятия, поэтому свойства образа = свойствам воспринимаемого объекта. Он м. быть перцептивным (собственно, восприятие) и неперцептивным (воображение, память, мышление)

 1. Образ, объект которого находится в поле восприятия, т.е. возникающий в результате стимуляции наших сенсорных систем – перцептивный образ или образ восприятия. Обязательное условие здесь – активность рецепторных систем, физиологических процессов периферического порядка (мысленный образ (с закрытыми глазами) связан с процессами ЦНС).Перцептивные образы делятся:

-   по модальности (зрительные, слуховые, тактильные);

-   на экстрацептивные/интрацептивные, т.е. образы внешнего мира/внутреннего состояния (последние – хуже, т.к. рецепторика чувств беднее) - это деление возникло поздно. Маленькие дети и животные не дифференцируют эти состояния!

-   на сознательные/неосознаваемые образы (в восприятии и воображении большинство образов неосознаваемо)

Парадокс перцептивного образа – один и тот же объект разные люди видят по-разному (даже 1 человек в разные периоды жизни). Почему? Потому что образ не пассивно воспринимается, а активно строится субъектом. Не объекты воспринимают нас, а мы находим их в окружающей среде.    Перцептивные образы, в отличие от неперцептивных, имеют чувственную основу. Свойства перцептивного образа:

-   реальность – человек верит в объективное существование воспринимаемого предмета, образы восприятия живут в реальном времени и пространстве;

-   объективированность – образы проектируются вовне, выночятся в пространство внешнего мира;

-   целостность/предметность – восприятие не суммы разномодал.ощущений, а целостного предмета;

-   полимодальность – органическое единство данных различных органов чувств.

-   константность – постоянство – образы предметов постоянны и не зависят от условий восприятия (освещение) и свойств самого субъекта (ех.от его внешности), т.е. это независимость свойств знакомого объекта от условий его восприятия(у детей нарушена – м.бояться отца в образе Д.Мороза)

-   означенность – ех., глядя на ложку мы уже видим ее функцию, влияющую на социал.и индив.опыт.

 

Г.Олпорт выделил 6 классов феноменов восприятия или перцептивных феноменов:

1.Осн.факт восприятия – воспроизведение – непосредственное переживание опыта; 2.Перцептивные явления имеют единое поле восприятия и взаимодействуют между собой; 3. Константность (ех.,улица разная ночью и днем); 4.Феномен отсчета - индивид. сенсорная шкала определения интенсивности свойств(горячее/холодное); 5. Предметность - целостность характера восприятия; 8. Индивидуальный характер восприятия (зависит от индивид.темперамента, мотива, внимания и т.д.)

Петухов: (индив.-конкректный образ (сейчас) - перцепт, прошлый – память, будущий – воображение, обобщенный – имидж)

2.Образ, объект которого вне процесса восприятия - неперцептивный образ – когда, не видя самого объекта, мы воображаем его, т.е. не имеем реального изображения, а имеем образ, связанный с процессами воображения, памяти, мышления (ех., образ памяти – это бывший перцепт)  Неперцептивные образы имеют квазисенсорный характер.  Их виды:

-   мысленный образ: образ воображения или памяти, возникает без участия периферических нервных процессов и создается опытом или творчеством человека; может быть зрительным, слуховым или любой другой сенсорной модальности, а также чис­то вербальным.;

-   синестезия: сопровождение перцептивных ощущений одной модальности псевдоощущениями другой модальности («ассорти» чувств, цветной слух и т.д.); это взаимодействие органов чувств ("цветной слух", например). Это - формальное определение, а идея синестезии в том, что когда-то органы чувств между собой не различались, что имеет косвенное подтверждение: температурная чувствительность прямо используется для оценки человеческого облика (человек теплый, холодный,  легкий  и т.д.) 

-   схема тела: представление человека о некой системе активности, которой он управляет, также она включает в себя выходящие за пределы тела физические компоненты. Важными составляющими этого образа считаются кинестетические и температурно-тактильные представления. Схема тела входит в «образ Я», но последний – шире;

-   фантомные образы: часть образа собственного тела, сохраняющаяся даже несмотря на утрату соответству­ющего телесного органа (обычно конечности);

-   галлюцинативные образы: происходят без внешнего стимула, субъект убежден в реальности внешнего объекта, это проекция внутреннего образа субъекта во внешний мир. Галлюцинации отличаются от мысленных образов отчетливостью и детальностью. Их частный случай – гипнологические образы (на грани сна и бодрствования);

-   фосфены: обычно выступают в виде ненасыщенных пятен или относительно устойчивых узорчатых изображе­ний. Термин этот используется также для обозначе­ния точек или цветных пятен, видимых при неадек­ватной стимуляции глаза, например, механическим давлением или электрическим током.

-   эйдетические образы: распространены у 70% детей -  это результат инерции зрительной системы. Эйдетик видит, а не вспоминает! исчезнувшее изображение в течение минут и даже часов (опыты Рикеля с картиной). По Выготскому, эйдетизм  широко представлен у примитивных народов (он – основа топографической памяти). У современного человека эйдетизм разрушен высшими психическими функциями и социальным влиянием.

 

Классификации сенсорных процессов: их основания и сравнит. характеристика.

Сенсорные процессы имеют четкую физиологическую основу, но не имеют прямого психического результата. (Так, перцептивный образ начинается с периферических отделов анализатора, т.е. с физиологии).

Виды ощущений

Выделяют следующие основания классификации ощущений: I) по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение; 2) по месту расположения рецепторов; 3) по времени возникновения в ходе эволюции; 4) по модальности (виду) раздражителя.

По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют дистантную и контактную рецепцию. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной рецепции. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения – контактные.

По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода.

Охарактеризуем кратко каждый из названных видов ощущений.

Зрительные ощущения. Они возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза – сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов – палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму.

Слуховые ощущения. Эти ощущения также относятся к дистантным и также имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им, человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми. Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны – продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Орган слуха человека реагирует на звуки в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду.

Слуховые ощущения отражают высоту звука, которая зависит от частоты колебания звуковых волн; громкость, которая зависит от амплитуды их колебаний; тембр звука – формы колебаний звуковых волн.

Все слуховые ощущения можно свести к трем видам – речевые, музыкальные, шумы.

Вибрационные ощущения. К слуховым ощущениям примыкает вибрационная чувствительность. У них общая природа отражаемых физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительности образно называют "контактным слухом". Специальных вибрационных рецепторов / человека не обнаружено. В настоящее время считают, что отражать вибрации внешней и внутренней среды могут все ткани организма. У человека вибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной.

Обонятельные ощущения. Они относятся к дистантным ощущениям, которые отражают запахи окружающих нас предметов. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости.

В группу контактных ощущений, как уже отмечалось, входят вкусовые, кожные (болевые, тактильные, температурные).

Вкусовые ощущения. Вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Вкусовые рецепторы – вкусовые почки, расположенные на поверхности языка, глотки, неба – различают ощущения сладкого, кислого, соленого и горького.

Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем: тактильная (ощущения прикосновения), температурная (ощущения холода и тепла), болевая. Система тактильной чувствительности неравномерно распределена по всему телу. Но более всего скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Тактильные ощущения руки, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание – специфически человеческую, выработавшуюся в труде систему познавательной деятельности руки.

Если прикоснуться к поверхности тела, затем надавить на него, то давление может вызвать болевое ощущение. Таким образом, тактильная чувствительность дает знания о качествах предмета, а болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют ярко выраженный эмоциональный тон.

Третий вид кожной чувствительности- температурные ощущения – связан с регулированием теплообмена между организмом и окружающей средой. Распределение тепловых и холодовых рецепторов на коже неравномерно. Наиболее чувствительна к холоду спина, наименее – грудь.

О положении тела в пространстве сигнализируют статические ощущения. Рецепторы статической чувствительности расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Резкие и частые изменения положения тела относительно плоскости земли могут приводить к головокружению.

Особое место и роль в жизни и деятельности человека занимают интероцептивные (органические) ощущения, которые возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека.

Классические примеры:

1) Вундт – классификация по предметному (структурному) критерию: 3 вида отражаемой энергии: механическая, химическая, световая, и, соответственно, 3 рецептора: механорецепторы,  хеморецепторы, фоторецепторы.

2) Бернштейн - классификация по функциональному критерию, т.е. роль в организации движения как критерий разделения сенсомоторных систем. Бернштейн выделил 2 основные функции: сигнально-пусковая (задача: различить и выделить необходимый сигнал, орган чувств «запускает» движение); и контрольно-коррекционная (участвуют сразу несколько органов чувств).

3)  Хэд - классификация по генетическому критерию (опыт с перерезанной веточкой кожного нерва у себя на руке) – установил периоды восстановления чувствительности:

     1. Протопатическая  или древняя чувствительность: она очень низкая, дает лишь факт наличия стимула (вредно или нет). (Вообще порог - это величина, обратная чувствительности (чем ниже чувствительность, тем выше порог)).  Также это очень яркая, аффективно окрашенная и эмоциональная чувствительность, которая указывает на потребность (нужно или не нужно).

     2.  Эпикритическая или новая чувствительность: она высокая (пороги снижаются), появляется возможность дифференцировать само сенсорное качество и его эмоциональную оценку (т.е. можно говорить о предпочтении того или иного вкуса или запаха, но есть само сенсорное качество, а есть его оценка). Эта чувствительность позволяет судить об объектах независимо от потребностей.

 

Классификация Чарльза Шеррингтона.   Критерии классификации чувствительности:

По месту в теле организма (предметный критерий):

1.  Глубинная чувствительность или проприорецепция (орган в теле, в мышце, т.е. кинестетическая, мышечная чувствительность);

2.  Поверхностная чувствительность, которая делится на: внутреннюю (интероцепцию) и внешнюю (экстрацепцию). Позже стали делить экстрацепцию на дистантную и контактную.

 По роли органа чувств в жизнедеятельности организма (функциональный критерий):

1.    Глубинная чувствительность или проприорецепция  координирует части тела

относительно друг друга  -  дает схему тела (представление субъекта о себе как об источнике движения); Проприорецепция (орган в теле, в мышце, т.е. кинестетическая, мышечная чувствительность); координирует части тела относительно друг друга  -  дает схему тела (представление субъекта о себе как об источнике движения); сперва содержит весь набор функций (неразделение органов чувств);

2. Поверхностная чувствительность: внутренняя (интероцепция) – хеморецепторы – регуляция обмена веществ, достижение  гомеостаза; и внешняя (экстрацепция) – обеспечение связи с внешней средой.

По времени появления видов чувствительности (генетический критерий):

 1) Проприоцепция –  сперва - весь набор функций;

 2) Экстрацепция – более позднее образование – уже есть дифференциация органов чувств.

 

2.Основные подходы к изучению восприятия. Теории восприятия.

ВОСПРИЯТИЕ – непосредственное чувственное отражение целостного объекта (имеет огранич.объем, ех., мы не улавливаем уровень ядовитости, радиации или писк комара- т.е.ограниченность сенсорной системы) Восприятие обеспечивает селективность психики (Леонтьев: ядовитость –биотическое св-во, а восприятие –абиотический мех-зм, который готовит организм к встрече с биотическим)

1. Объектный подходсубъект пассивен: Структуралистская теория восприятия (Хохберг):  образ необходимо разделить на более легко изучаемые части.  Структуралисты пытались найти чистую чувственную основу, не модифицируемую прошлым опытом. Главная задача структуралиста в области восприятия описать, как ощущения по законам ассоциации сливаются в целостный образ. Основной тезис: существование ощущения как психического феномена. Нет ничего в восприятии, чего не было бы в опыте! Центральные понятия: Элементарный стимул или проксимальный стимул –вызывает элементарные ощущения (ех., ощущение света (в психике их нет)); + Сложный или дистальный стимул, вызывающий ряд сложных ощущений, результат которых – целостный образ. Составляющие перцептивного образа: 1.Чувственная (сенсорная) основа образа: дискретные (т.е.отдельные) ощущения – ощущения температуры, света, формы, т.е.отдельные ощущения – это элементы образа (на базе чувствен. основы возникают совершенно разные образы: ех., куб Неккера, профили Рубина, жена или теща Липпера); 

2. Воспринимаемый смысл: восприятию предшествует процесс интеллектуальной неосознанной интерпретации – советы с прошлым опытом, осмысливание и т.д. Эта интерпретация и есть воспринимаемый смысл (Элементом процесса восприятия является выделение чистых ощущений, то есть выделение отдельного признака. И познание образа состоит в том, что в памяти есть образ-представление этого объекта, который обладает ключевыми признаками; то есть, восприятие объясняется тем, что субъект признаки выделил, и по их совокупности объект опознал).   Этапы восприятия в структурализме:

      Стимул → рецептор → ощущение → интерпретация ассоциирование      образ

                       (дискретный)   (дискретное,          (ощущение +          ощущения           восприятия

                                                  элементарное)    образы памяти)

Квинтэссенция структуралистского подхода – закон специфических энергий органов чувств Мюллера или рецепторная концепция восприятия. Суть: каким бы ни было воздействие на глаз (фото, механическое и любое др.), в любом случае последует зрительное впечатление, то есть независимо от стимула у данного органа чувств есть специфика; и так для любого органа чувств. Мюллер считал, что орган чувств – это только рецептор, и для каждого органа чувств есть специфическая энергия. (Система восприятия как бы подобна выбору кнопки в музыкальном ящике – от нажатия запускается ощущение, которое развивается по своим внутренним законам свойств рецепторов и внутренних путей) Т.о. качество ощущений определено свойствами рецептора и проводящих путей; сами ощущения не дают полного знания о вещах, поскольку рецепторы (ощущения) отвечают вещам по своим внутренним законам (по специфическим законам энергии органов чувств) – ех., когда болит ухо, у нас есть ощущение гула в ушах; Принцип специфических энергий органов чувств  Мюллера сменила Рефлекторная концепция - работы Сеченова: рефлекс здесь – не просто отражение, но имеется в виду, что в орган чувств, помимо рецептора, включена еще и двигательная часть, т.е. орган чувств обязательно включает в себя двигательную, или афферентную часть; а афферентация, то есть чувствительность, немыслима без эфферентации, то есть движения. И это полностью меняет Мюллеровский принцип. Надо, в первую очередь, сказать, что любой орган чувств – это продукт эволюции. Раньше органы чувств спецификой не обладали – они активно взаимодействовали.

Гештальтпсихология – тоже объектный подход! Здесь непосредственная связь между объектом и образом - основное правило: все признаки образа полностью определяются стимулом. Единица здесь - уже не отдельный признак, а целостный образ, аналог самого объекта. В гештальт-психологии восприятия мы встречаем описание закономерностей превращения объекта в образ - это правила перцептивной организации, законы построения фигуры, целостного образа. В стимуле есть нечто такое, что влияет на выделение фигуры и ее отличие от фона. Правила перцептивной организации - это и есть те особенности стимула, которые влияют на выделение психического образа. Это правила: близости, сходства (по цвету, по свету и т.д.), замкнутость контура (если что-то выделяется в стимуле, там обязательно будет отделение фигуры от фона);

Свойства фигуры и фона: фигура целостна - фон аморфен; фигура более интенсивна по своим сенсорным качествам;фигура обладает свойством константности, кажется несколько более приближенной к наблюдателю, чем фон, а фон распространяется за ней. То есть, свойства фигуры - это свойства стимула, и эти свойства превращаются в психические качества. Результат энергии зрительного поля – перцептивная работа, ее примеры и есть: замыкание внутрен.круга, иллюзии, группировка зрит.объектов, противоречив.изображения (теща Липпера)

Келер ввел некоторый принцип - принцип изоморфизма, или принцип прямой связи между внешним и внутренним. Келлер считает, что целостные формы (гештальты) есть в физическом мире, прямым отражением этих форм являются гештальты в перцептивном мире, и примерно такие же целостные формы есть и в мозговых структурах; то есть, есть прямая связь: мир - восприятие - мозг.

Способы оплаты Поддержка Пользовательское соглашение Обратная связь О проекте Статьи Каталог работ
  Рейтинг@Mail.ru 2004 - 2015 «Шпаргалки.ру»